This album doesn't contain any items

Бисер и стеклярус в России до XVII века. Статья.

Появление бус на Руси относится к далекому прошлому. Но свое современное наименование они получили относительно недавно. В толковых словарях XV-XVII вв. словом бисер обозначали жемчуг. Только во второй четверти XVII века в письменных источниках упоминается цветной, т.е. стеклянный бисер. Термин же «стеклярус» возник несколько позднее. До XVII века было популярно другое название этого типа бус – «одекуй». Название стеклярус появилось только в XVII веке и сохранилось до наших дней. В XVII веке бисер и одекуй играли немалую роль в меновой торговле русских с народами Сибири. Что интересно, так это то, что бисер тогда, как и в наши дни, отмерялся по весу, а вот одекуй – штучно...

Долгое время в украшении русского средневекового костюма самую большую роль играл жемчуг – как мелкий речной, так и крупный привозной. Из него делали ожерелья и браслеты, им же вышивали отдельные детали одежды. По сравнению с жемчугом бисер и стеклярус ценились невысоко: ими украшали свою одежду лица незнатные. Бисерные отделки существовали, но в значительно меньших количествах, чем жемчужные. Употребляли бисер средние слои населения, жемчуг – аристократы, дворяне, а крестьяне бисера практически не знали.

В XVII веке бисер и стеклярус используются более разносторонне. Они проникают во все сферы жизни, ими вышивают, ими украшают абажуры, ижи же выполняют оклады для икон, вяжут крючком и спицами, они проникают даже в оформление интерьеров. В начале XVIII века происходят изменения всего уклада русской жизни. Новые западно-европейские художественные течения проникают и в жизнь России, используются новые решения, привлекаются новые, нетрадиционные материалы. Где-то к середине XVIII века относится появление первых бисерных и стеклярусных панно. Крупные вышивки целиком покрывали стену, заменяя обивку. В XVIII же столетии, но уже во второй половине в изделиях из бисера начинают прослеживаться мотивы народного искусства. Бисер в России приобретает все новых и новых почитателей. Светские дамы, мещанки, купчихи и богатые крестьянки – все пробовали свои силы в работе с бисером. Немалое количество вещей выходило из рук мастериц помещичьих мастерских и монастырей. Хотя не только мастериц – мужчины тоже занимались этим видом рукоделия, и это не считалось зазорным. Но крепостным мастерам не была предоставлена свобода творчества – все ответственные участки на изделиях обычно хозяева вышивали сами, а крепостным была доверена только вышивка фона.

Сюжеты для вышивок и других бисерных работ того времени диктовались господствовавшими в то время в литературе стилями: сентиментализмом и романтизмом. Поэтому в основном изображались всевозможные пейзажи с руинами, урнами и прочими тому подобными вещами. Были также популярны «восточные» или «китайские» сценки, иллюстрации к сентиментальной или романтической литературе. Во второй половине XIX века интерес к бисерным изделиям затухает и проявляется уже только в XX столетии.

Фабрика М.В.Ломоносова
Увлечение бисерно-стеклярусными работами в XVIII веке в России сыграло определенную роль в налаживании отечественного производства этих материалов на фабрике М.В.Ломоносова в Усть-Рудице под Петербургом.

Первую свою продукцию фабрика выпустила в 1755 году: бисеру около одного пуда, затем что еще ученики не привыкли скоро делать стеклярусу 20 фунтов».

Начало процессов производства осуществлялось у большой, малой и трех финифтяных печей, где стеклянная масса варилась и из нее вытягивались трубочки различного диаметра. Трубочки при помощи специального приспособления разламывались на куски. Эти мелкие бусинки перемешивалимсь с толченым углем, каолином или с их смесью, ссыпались в металлические сосуды и помещались в специальную, созданную Ломоносовым «бисерную печь». Оставаясь в печи некоторое время, бисер под воздействием высоких температур оплавлялся. Стеклярус не требовал второй операции и получался путем резки трубочек на куски. В первые годы работы фабрики отсутствовали машины и механизмы, позволяющие получить хорошо обработанные бусы, и Ломоносов сам занимался усовершенствованием старых и изобретением новых технологий производства. Только в 1760 году он доложил о сыскании способа делать бисер, чтобы он был «ровен, чист и окатист». Но полностью удовлетворить потребности внутреннего рынка фабрика не могла. Производство задерживалось отсутствием квалифицированной рабочей силы, параллельной выплавкой смальт и выполнением мозаичных работ для Петропавловского собора в Петербурге, поглощавшие основную массу средств и требовавшие неусыпного внимания. Вскоре после смерти Ломоносова, в 1766 году, фабрика прекратила свою деятельность.

За все годы работы фабрики с 1755 года по 1766 год было выпущено не более ста пудов стекляруса и несколько сот пудов бисера. Ввезенные из за границы за это время материалы исчислялись в тысячах пудов.

Стеклярусный кабинет в Ораниенбауме
Одним из наиболее интересных памятников стеклярусного шитья, относящимся к художественному оформлению интерьера, является серия из 12 панно, украшающая стены Стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме. Долгое время считалось, что эти панно выполнены во Франции, т.к. надпись “de Chene” на одном из них читалась, как фамилия мастерицы или владелицы мастерской во Франции, и авторами рисунков для вышивок считались также французские художники. Но в материалах Центрального государственного исторического архива были обнаружены новые сведения о создании стеклярусных панно Ораниенбаума. Как оказалось, де Шен – актриса французской труппы, работавшая при русском дворе в 1750-х годах. После отъезда труппы в 1761 году осталась в России, занималась организацией вышивальной мастерской и обучением русских вышивальщиц. В этой мастерской работали лучшие русские вышивальщицы-золотошвеи. Таким образом, панно были выполнены руками русских мастериц, и являются одним из первых образцов стеклярусного шитья, созданного в России по французскому типу.

Рисунки панно Стеклярусного кабинета типичны для европейского декоративного искусства того времени. Они созданы в так называемом «китайском» стиле, подражающем китайской орнаментике. Рисунки нигде не повторяются в деталях, фон каждого панно переливается и мерцает, а узор их шитья выделяется глубокими насыщенными тонами.

На Руси бисер был известен ещё с давних времён. Уже во времена Киевской Руси в кустарных стекольных мастерских делали не только стеклянные бусы,но и бисер. Он получил хождение наряду с жемчугом, который особо любили на Руси. В 1752 году М.В. Ломоносов учредил мастерскую для изготовления бисера. В каждой местности были свои традиции. Украшения из бисера носили каждый день или только в праздник, до старости или только в молодые годы. С 30-х годов XIX века в городах увлечение бисером стало ослабевать. Активный интерес к бисеру возрождается с 60-х годов нашего столетия. Появляются новые элементы техники и работы с использованием как старинных рисунков и орнаментов, так и вновь созданный.

В России бисер носили в основном крестьяне. Мастерицы низали из жемчуга, бус, бисера и стекляруса ажурные воротники, пояса, сережки и другие украшения. Чтобы изделия были прочнее, их нашивали на холст, на шерстяные и на шелковые ленты. Низали украшения вручную или ткали на специальном станочке, набирая бисеринки на суровую нитку, конский волос или тоненькую проволочку. Яркие красочные узоры создавали из чередований бисеринок разного цвета. Носили по одному украшению или сразу несколько. Чем богаче была крестьянская невеста, тем богаче был на ней убор.

Уже в 9 веке в Киеве работали стекольные мастерские, а в 12 веке появились первые стеклянные бусы. В 17 веке были построены стеклодельные заводы, куда приглашались из-за границы немецкие и венецианские мастера.

При Петре I в Россию бисер привозили из-за границы, хотя он и уделял большое внимание стеклоделию. При жизни Ломоносова фарфоровый завод, который он открыл недалеко от Петербурга, тоже выпускал бисер, стеклярус и стекло для мозаик. Из смальты Ломоносовского завода выполнен мозаичный портрет Петра Первого, который можно увидеть в Эрмитаже. Ломоносов вообще очень интересовался стеклоделием и даже написал поэму – «Письмо о пользе стекла». Некоторые виды бисера и стекляруса, производившиеся на этой фабрике, не имели аналогов за границей. Но после смерти Ломоносова лавочку быстро прикрыли – завод просуществовал всего 10 лет. Еще существовал металлический бисер, но он был менее популярен из-за большого веса.

В каждой местности изделия из бисера имеют свои названия и узоры. В Белоруссии изделия из бисера называются горлячками и пляценками, в России – цепочки, фенечки, колье, гайтаны, герданы и просто фенечки. Кроме того, из бисера делают: заколки для волос, броши, кольца, тканые нарядные пояса для платьев, Серьги, подвески, забавные игрушки из остатков, тесьму и шнуры, чтобы декорировать одежду, воротники, жабо, цветы. Всего не перечислишь.

При публикации любых материалов сайта активная ссылка на источник обязательна!

 

DMC Firewall is a Joomla Security extension!