This album doesn't contain any items

Батикbatik — индонезийское слово. В переводе с индонезийского слово «ba» — означает хлопчатобумажная ткань, а «-tik» — «точка» или «капля». Ambatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать.

Техника батик основана на том, что некоторые вещества, такие как парафин, резиновый клей и т.п., пропитав отдельные участки ткани, не пропускают через себя воду и краску, тем самым защищая эти участки ткани от окрашивания. Такой же эффект резервирования может быть достигнут путем складывания, обвязывания, прошивания ткани.

 

Роспись батик издавна известна у народов Индонезии, Индии, Китая и Японии. Каждый народ, перенимая искусство росписи ткани, привносил что-то свое, усовершенствовались технологии, добавлялись новые техники. Предприимчивые путешественники голландцы завезли батик в ХVII веке в Европу. История батика складывается из взлетов популярности и уходов на второй план. Один из взлетов пришелся на начало XX века. Батик стал необыкновенно популярным в Америке и Европе. Множество художников и любителей обратились к забытым техникам, многие отправлялись в путешествия на родину батика, в Индонезию, обучались там, и, приехав домой, совершенствовали технологии. В Советском Союзе техника батик стала популярна в середине-конце XX веке благодаря художнице Елене Трофимовой, которая, побывав в Индонезии, привезла это искусство в Союз.

В нашем ХХІ веке, с появлением новых материалов (тканей, резервов, красок), батик стал доступнее для широкого круга любителей творчества, а не только для профессиональных художников.

Существует несколько видов батика — горячий, холодный, свободная роспись, узелковый, техника «шибори» и штамповка ткани . Они отличаются способом резервирования ткани и нанесения красителя.

Горячий батик

«Взрыв эмоций», шифон. Горячий батик.

В качестве резерва (вещества, которое препятствует смешиванию красок на ткани) в горячем батике используется воск (парафин). Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом, кисточкой или батик-штифтом Давыдова. Места, покрытые воском, не прокрашиваются.

Окрашивание может происходить как однослойным, так и многослойным способом, когда перед каждым слоем  краски покрываются воском фрагменты, которые должны быть цветом предыдущего слоя. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется.

Холодный батик

«Римский бантик», шелк. Холодный батик.

При методе холодного батика роль резерва  выполняет специальный состав. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Резерв наносится в холодном виде специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используются резервы в тюбиках с удлинённым носиком.

Трубочка для нанесения резерва

В последнее время появились готовые смываемые резервы на основе водной дисперсии полиуретана и так называемые «Контуры по ткани» на водной акриловой дисперсии, которые можно использовать в качестве резерва.

Резерв на основе растворителя

Смываемый резерв в тубе

Разнообразие цветов, в том числе с перламутровым и металлическим эффектом а также простота их нанесения на ткань сделали их очень популярными. Ткань расписывается после нанесения резерва или контура по ткани.

 

Свободная роспись

«Бабочка», шелк. Свободная роспись.

Техника свободной росписи заключается в том, что разными способами достигается ограниченная растекаемость красок по ткани, что позволяет получать четкие линии, даёт возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом.

Этот эффект может достигаться с помощью использования нерастекающихся красок, добавлением в краски «по шелку» загустителей или раствора поваренной соли, пропитыванием ткани перед росписью специальным составом (антирастекателем, раствором соли), использованием масляных красок со специальными растворителями.

Выбор способа осуществления росписи зависит от типа используемого красителя и ткани.

Узелковый батик

Узелковый батик

Один из самых простых видов батика. Основным приемом данной техники, как видно из названия, является завязывание разнообразных узелков. В основание узелка можно закладывать камешки различных размеров, можно завязывать узелки в несколько «этажей», варьировать количеством узелков, расстоянием между ними, и все это даст различные эффекты.

Элемент узелкового батика

 

Техника «шибори»

Техника «шибори»

«Шибори» — так называемый складной батик. Результат достигается путем складывания, перевязывания, прошивания ткани с последующим окрашиванием. В зависимости от метода складывания получаются различные рисунки. Эта техника имеет японские корни.

Техника «шибори». Процесс окрашивания

Кроме основных направлений в классификации батика существуют еще и подвиды: батик прямой или обратный (вытравливание), однослойный и многослойный (по количеству слоев  нанесения краски), роспись с помощью трафаретов, штампов, валиков и т. п.

Многие художники в своих работах используют не одну, а несколько техник, достигая поразительных эффектов и подчеркивая свой индивидуальный стиль, таким образом создавая оригинальные и неповторимые изделия.

Статья подготовлена с использованием источников:

Искусство батика. — М., ООО Изд-во АСТ. 2001

Давыдов C. Батик: техника, приемы, изделия. — «АСТ-Пресс», 2005

 

Автор Ольга Ильинская

(специально для HandMade-Харьков)

При публикации любых материалов сайта активная ссылка на источник обязательна!

 

DMC Firewall is a Joomla Security extension!